Понятия со словосочетанием «китайское общество»

Связанные понятия

Неоконфуцианство (кит. трад. 宋明理學, упр. 宋明理学, пиньинь: Sòng-Míng lǐxué, сун-мин ли сюэ) — западное название синкретической китайской философской системы, сформировавшейся в XI—XVI веках (со времён династии Сун до династии Мин, что отражено в китайском названии школы). Эта система стала синтезом основных интеллектуальных традиций, существовавших в Китае того времени. Она оказала сильное влияние на интеллектуальную жизнь Японии, Кореи и Вьетнама.
Китаизация (кит. трад. 漢化, упр. 汉化, пиньинь: Hànhuà, палл.: Ханьхуа) — процесс распространения среди некитайских народностей китайской культуры или отдельных её аспектов. Многие народы, жившие на территории нынешнего Китая (например, динлины, сюнну), в процессе китаизации утратили самобытную культуру и язык и стали идентифицировать себя с китайцами. Соседние с Китаем Япония, Корея, Вьетнам (части территорий последних двух государств в разное время входили в состав Китайской империи, см. Ханьско-кочосонская...
Корейское конфуцианство — это форма конфуцианства, развившаяся в Корее. Одним из существенных влияний на интеллектуальную историю Кореи стало представление конфуцианской мысли как части культурного влияния Китая. Сегодня конфуцианское наследие является частью корейского общества, сформировавшее его систему моральных ценностей, жизненного уклада, социальных отношений между старшими и младшими, а также легло в основу юридической системы. Конфуцианство в Корее иногда рассматривается как прагматичный...
Леги́зм (фр. Légisme) — философская школа периода Чжаньго (Сражающихся царств) истории Китая, сформировавшаяся в IV—III вв. до н. э., известная также как «Школа законников» (кит. 法家, пиньинь: fǎjiā, палл.: фацзя).
Сирхакпха (кор. 실학파?, 實學派?, также сирхак; «группировка реальных наук») — корейское философское течение общественной жизни периода конца XVI — начала XIX веков.
Кита́йская филосо́фия (кит. 中国哲学) является частью восточной философии. Её влияние на культуры Китая, Японии, Кореи, Вьетнама равнозначно влиянию древнегреческой философии на Европу.
Ли (кит. трад. 禮, упр. 礼, пиньинь: Lǐ) — ключевая категория китайской философии, в особенности конфуцианства. Список русских переводов этого понятия включает такие варианты как благопристойность, этикет, этика, ритуал, церемонии. Главная сложность определения этого понятия заключается в том, китайские философы вкладывали в него не только правильное поведение (этикет, церемония), но и те мировоззренческие устои, из которых правильное поведение проистекает. То есть это не только почтительность, проявляемая...
История вьетнамской философской мысли восходит к глубокой древности. Очевидно, что уже в III—I вв. до н. э. на территории Северного Вьетнама сложилась самостоятельная политеистическая система религиозно-мифологических представлений с элементами философского знания. В первые века н. э. из Индии и Китая проникают религиозные и философские течения: буддийская философия, конфуцианство, даосизм.

Подробнее: Вьетнамская философия
Шэньши (кит. упр. 绅士, пиньинь: shēnshì); буквально — «учёные мужи, носящие широкий пояс» (символ власти в древности) — одно из четырех официальных сословий императорского Китая.
Цзися, или Цзи-ся (кит. трад. 稷下學宮, упр. 稷下学宫, пиньинь: Jìxià xuégōng) «Академия (учёный двор) у Цзи» (Цзи ся сюэ гун) — самая известная академия Древнего Китая. Основана в 318 г. до н.э. в Линьцзы, столице царства Ци. Действовала более столетия (возможно, до 150 лет). Название академии связано с её местоположением в городе. В деятельности Цзися принимали участие сотни и даже тысячи представителей всех основных философских школ (за исключением чистых моистов) — конфуцианства, даосизма, легизма...
Китаецентризм (кит. 中国中心主义) — мировоззренческая система в Восточной Азии, по которой в целом мире, наполненном «варварами», только Китай является центром цивилизации, культуры и философии, а также главным просветителем «варварских» народов. Данная система обосновывала ведущую роль Китая в регионе и мире в течение 2 последних тысячелетий.
Конфуциа́нство (кит. упр. 儒学, пиньинь: Rúxué, палл.: Жусюэ) — этико-философское учение, разработанное Конфуцием (553—480 до н. э.) и развитое его последователями, вошедшее в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран. Конфуцианство является мировоззрением, общественной этикой, политической идеологией, научной традицией, образом жизни, иногда рассматривается как философия, иногда — как религия.
Гуманистический буддизм (кит. 人間佛教) — современное течение буддизма, берущее начало в китайском буддизме. Гуманистический буддизм, также иногда называемый ангажированным буддизмом, концентрирует свое внимание не на ритуалах и закрытой монашеской жизни, а на активности в обществе, стремясь приносить ему пользу. Ритуалы и молитвы для гуманистического буддизма отошли на второй план, в то время как забота о других и окружающем мире стала основной практикой. Важной чертой гуманистического буддизма является...
Даосизм в Корее — религиозно-философское учение, получившее распространение на территории корейского полуострова в период правления династии Тан. Особенность корейского даосизма заключается в синкретизме традиционных китайских положений учения о Дао и протокорейских народных верований.
Это статья преимущественно об идеологии. Подробнее о современной внешней политике см. Внешняя политика Китайской Народной Республики; по истории вопроса см. также en:Foreign relations of imperial China)

Подробнее: Китайцы и варвары
Критика Линь Бяо и Конфуция (кит. упр. 批林批孔运动, пиньинь: pī Lín pī Kǒng yùndòng) — политическая кампания, развёрнутая Компартией Китая в 1973 — 1974 годах.
Маои́зм (кит. упр. 毛泽东思想, пиньинь: Máo Zédōng Sīxiǎng) — политическая теория и практика, основой которых является система идеологических установок Мао Цзэдуна. Был принят в качестве официальной идеологии КПК и КНР до его смерти в 1976 году; наряду с «теорией Дэн Сяопина» и «идеей о трех представительствах» Цзян Цзэминя по настоящее время составляет основу идеологии Компартии Китая.
Даоси́зм (кит. упр. 道教, пиньинь: dàojiào) — учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии. Обыкновенно различаются даосизм как определённый стиль философской критики (дао цзя) и даосизм как совокупность духовных практик (дао цзяо), но это деление достаточно условно. Под дао цзя подразумевают преимущественно доциньский даосизм, связываемый с текстами, авторство которых приписывается Лао-цзы и Чжуан-цзы.
Нун цзя (кит.農家) - одна из философских школ древнего Китая. Название школы переводят как школа земледельцев, школа аграрников или школа аграриев. Упоминается придворным историографом Бань Гу (32-92) в тридцатой главе «Хань шу» среди десяти философских школ. Согласно Бань Гу, школа берет своё начало от чиновников ведомства земледелия. В «Хань шу и вэньчжи»» (библиографическом разделе «Хань шу») названы представители школы и их сочинения. Ведущий представитель школы Сюй Син (4 век до н.э.) был выходцем...
Чжу хоу — удельные князья в Китае периода Чжоу. По-видимому, этим термином обозначались правители зависимого государственного образования в древнем Китае. Этим удельные князья стояли ниже князей-гегемонов (ба), которые управляли сильнейшими государствами и оказывали влияние на судьбы всех «срединных государств». Также удельные князья чжу хоу стояли ниже и князей-ванов, которые управляли самостоятельными государственными образованиями.
Сыновняя почтительность сяо (кит. 孝 xiào, яп. こう, кор. 효 хё) — одно из центральных понятий в конфуцианской этике и философии, важный компонент традиционной восточно-азиатской ментальности. В базовом значении относилось к уважению родителей; в более широком смысле распространялось на всех предков. Поскольку в конфуцианстве государю отводилось место «народного родителя» (民之父母), добродетель сяо затрагивала подавляющую часть социально-политической сферы (из «трёх устоев» саньган (三纲) сяо напрямую описывало...
«Социализм с китайской спецификой» (китайский социализм) (кит. трад. 中國特色社會主義, упр. 中国特色社会主义, пиньинь: Zhōngguó tèsè shèhuìzhǔyì, Чжунго тэсэ шэхуэйчжуи) — наименование официальной идеологии Коммунистической партии Китая, базирующейся на научном социализме и экономической теории, характеризующейся наличием значительной доли государства в экономике, но в то же время имеющей все признаки рыночной экономики.
Вестерниза́ция (от англ. Western — западный) — заимствование западноевропейского или англо-американского образа жизни в области экономики, политики, образования и культуры, распространение западных ценностей по всему миру.
Традиция считает основоположником даосизма легендарного Жёлтого Императора . Другим основателем даосизма считается древнекитайский мудрец Лао-цзы. Даосской традицией ему приписывается авторство одной из основных книг даосизма . Уже в раннем даосизме Лао-цзы становится фигурой легендарной, и начинается процесс его обожествления.
Три народных принципа (доктрина Саньминь, кит. трад. 三民主義, упр. 三民主义, пиньинь: Sān Mín Zhǔyì, палл.: сань минь чжуи) — политическая доктрина, разработанная китайским политиком и философом Сунь Ятсеном. Часть политической философии, направленной на превращение Китая в свободное, процветающее и сильное государство.
Хуанлао-сюэпай, учение Хуан–Лао (黄老学派) - направление китайской мысли. Относится к дин. Ранняя Хань (206–8 до н.э.). Название представляет собой своего рода аббревиатуру имен двух ключевых для этой традиции фигур - Желтого императора (Хуан-ди, 黄帝) и Лао-Цзы (老子). Последователи этой доктрины рассматривали «Дао дэ цзин» как руководство по восстановлению совершенного правления Хуан-ди. В поздних текстах эпохи Хань (I–III вв. н.э.) сочетание хуанлао означает уже не Хуан-ди и Лао-цзы, а одного Лао-цзы...
И ли (кит. трад. 儀禮, упр. 仪礼, пиньинь: Yílǐ, «Образцовые церемонии и правила благопристойности») — один из канонических текстов конфуцианства. Другие названия — «Ли цзин» (кит. трад. 禮經, упр. 礼经, пиньинь: Lǐjīng, «Канон благопристойности»), «Ши ли» (кит. трад. 士禮, упр. 士礼, пиньинь: Shìlǐ, «Правила благопристойности служилых людей»).
Потестарность (от лат. potestas — власть, мощь) — форма организации общественной власти в доклассовых и раннеклассовых обществах, не имевших политических и государственных институтов и атрибутов.
Группа по делам «культурной революции» при ЦК КПК (кит. 中央文化革命小组) — орган ЦК Компартии Китая, осуществлявший политику «Культурной революции»; в 1966—1968 годах — ключевая структура партийно-государственной власти КНР. Состояла из наиболее радикальных маоистских руководителей, ближайших сподвижников Мао Цзэдуна, во главе с Цзян Цин, Чэнь Бода и Кан Шэном. Организовала перестройку аппарата КПК на маоистской основе, кампании политических репрессий и массового террора. Расформирована после выполнения...
Четыре сословия (仕農工商, воины, земледельцы, ремесленники и торговцы) — конфуцианское понятие, распространившееся из Китая в Японию и Корею: идеализированная система социальных отношений, заложенная в основу дальневосточного феодального общества.
Сяошо 小說 (xiaoshuo) — жанр китайской прозы, обозначающий произведения художественной направленности, противопоставляемые каноническим конфуцианским сочинениям.
Тройно́е представи́тельство или концепция «трёх представительств» — идея, сформулированная на XVI съезде КПК (ноябрь 2002 года) в докладе Цзян Цзэминя.
Дэцзяо (Учение Добродетели, кит. Déjiāo (德教)) — синкретическая религиозная организация, возникшая в 1940-х годах в Южном Китае, и затем распространившаяся в Юго-Восточной Азии (Сингапур, Таиланд, Малайзия). Последователями Дэцзяо являются в основном выходцы из местности Чаочжоу провинции Гуандун, и организация таким образом является формой сплочения носителей чаошаньского диалекта, на котором ведётся богослужение. Пантеон Дэцзяо возглавляет Гуань-ди, обожествлённый китайский военачальник периода...
Мин цзя (кит. 名家). «Школа имён» — одна из шести основных философских школ Древнего Китая. Время существования — V—III века до н. э. Главные представители Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Лун. Иногда к школе имён относят такого мыслителя как Инь Вэнь. В библиографическом разделе «Ханьшу» к школе имён (мин цзя) отнесены семь представителей: наряду с вышеупомянутыми также Чэнгун-шэн, Хуангун Цы и Мао-гун (все с III века до н. э.). 33-я глава «Чжуан-цзы», перечисляя китайских мыслителей, в паре с Гунсунь Лунем...
Феодальная монархия — разновидность монархии и форма правления, при которой в экономике преобладает сельскохозяйственное производство, господствует натуральное хозяйство, существуют две основные социальные группы: феодалы и крестьяне. Характерно использование методов внеэкономического принуждения, соединение верховной власти с землевладением. С точки зрения марксистской теории феодализм — общественно-экономическая формация, приходящая на смену рабовладельческой и предшествующая капиталистической...
Критический буддизм (яп. 批判仏教 хихан буккё:) — направление в японской буддийской философии, критикующее учение о Татхагатагарбхе.
Шесть искусств (кит. трад. 六藝, упр. 六艺, пиньинь: liù yì, палл.: лю и) - основа системы образования молодых аристократов периода Чжоу. В VI - V вв. до н.э. образованным среди аристократов считался тот, кто в совершенстве умел следующее...
Шанха́йская кли́ка (кит. упр. 上海帮, пиньинь: Shànghǎi Bāng) — неформальное название группы должностных лиц Коммунистической партии Китая, в особенности, являющихся членами правительства Китайской Народной Республики либо ЦК КПК, которые начали своё возвышение в Шанхае в то время, когда его мэром был Цзян Цзэминь, впоследствии ставший председателем КНР.
«Буржуазная либерализация» (кит. 資產階級自由化) — китайское идеологическое клише, неоднократно использованное руководством Компартии Китая в политических и репрессивных кампаниях. Обозначает ориентацию на принципы западной демократии и прав человека, а также любое, даже дискуссионное ограничение власти КПК. В 1986—1987 кампания против «буржуазной либерализации» привела к отстранению генерального секретаря ЦК КПК Ху Яобана, ужесточению политического режима и отразилась в событиях на площади Тяньаньмэнь...
В отсутствие религиозной ортодоксии даосизм развивался как сложный комплекс, в котором взаимодействовали прикладные элементы (медицина, ритуал), философия, эстетика (музыка, традиции) и суеверия.

Подробнее: Школы даосизма
Чучхе́ (кор. 주체?, 主體?) — северокорейская националистическая государственная идеология, разработанная Ким Ир Сеном (руководителем страны в 1948—1994 годах) в противовес «импортному марксизму». Как полагают историки, основной причиной разработки чучхе было стремление Ким Ир Сена подчеркнуть самостоятельность КНДР от влияния сталинизма и маоизма, а также дать идеологическое обоснование своей личной власти и власти преемников. Конституция КНДР закрепляет руководящую роль чучхе в государственной политике...
Философская правовая семья является составным элементом сравнительного правоведения и юридической географии мира. Она включает национальные правовые системы стран Дальнего Востока, из которых основными или базовыми для данной семьи являются китайское право, японское право, корейское право, а также правовые системы Лаоса, Таиланда, Вьетнама, Камбоджи, Мьянмы и Бутана.
Исправление имён, (чжэнмин, кит. 正名 zhèngmíng) — одна из центральных концепций конфуцианской философии, объединяющая принципы гносеологии и аксиологии. Чжэнмин — это императив, утверждающий необходимость правильно выстраивать понятия (мин 名) ради того, чтобы с их помощью самосовершенствоваться и управлять государством.
Термин доиндустриальное общество относится к конкретным социальным характеристикам и формам политической и культурной организации, которые были распространены до наступления промышленной революции. За ним следует индустриальное общество.
Белый лотос (кит. упр. 白蓮教, пиньинь: báiliánjiào, палл.: Байляньцзяо) — название для нескольких иногда реальных, иногда мифических буддийских или даосских религиозно-политических братств и тайных обществ хилиастического толка, существовавших в разные исторические эпохи. Некоторые из них могут считаться тоталитарными сектами.
Байхуа (кит. трад. 白話文, упр. 白话文, пиньинь: báihuàwén, палл.: байхуавэнь, буквально: «запись повседневного языка») — официальная система записи современного разговорного китайского языка. Одна из форм китайского письма. Является наиболее близкой к разговорной норме китайского языка, создаёт лексическую и грамматическую основу современного литературного китайского языка.
Хун фань (洪范 "Великий закон", "Великий план") — одна из глав конфуцианского канона «Шу цзин».
Дэ (кит. 德) — манифестация Дао — одна из фундаментальных категорий китайской философии. Иногда отождествлялась или сравнивалась с индийской кармой.
Небесный мандат (кит. упр. 天命, пиньинь: tiānmìng, палл.: тяньмин) — одно из центральных понятий традиционной китайской политической культуры, используемое как источник легитимации правящей династии. Широко известен начиная с эпохи Чжоу, XI в. до н. э. Примерно через сто лет (правление Му-вана, 976—922 до н. э.) в Чжоу получает широкое распространение термин «Сын Неба» (天子), используемый по отношению к держателю мандата.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я